Высшая лига: кто и как проектирует дома для миллионеров

Архитектура московских элитных домов остается предметом споров как в профессиональной среде, так и среди горожан. 

В Contact Real Estate отмечают, что участие в проекте звездных архитекторов хотя и не является главным ценообразующим фактором, но влияет на конечную стоимость проекта, повышая его статус и ликвидность. Например, в жилом комплексе Barkli Residence квартиры стоят примерно на 50% дороже, чем в соседнем жилом комплексе, созданном без участия именитых архитекторов. Добавленную стоимость квартир в среднем по рынку в проектах, где к сотрудничеству привлекались всемирно известные архитекторы или бюро, эксперты «РБК-Недвижимости» оценивают в 15–20%. Правда, по данным ведущих консалтинговых агентств, только для 12–14% клиентов имя архитектора имеет существенное значение.

При этом самым востребованным (и продаваемым) стилем на рынке элитных новостроек, по словам Дениса Попова, остается неоклассицизм — как довольно универсальный и понятный покупателю. «Но архитектура — всегда дело вкуса, — напоминает Попов. — Вот, например, на Остоженке друг напротив друга построены два абсолютно разных проекта — «Остоженка Парк Палас» (Хилков пер., 1) и Crystal House (Коробейников пер., 1): первый в монументальном стиле дворцового классицизма, а второй — в легком стиле хай-тек. Покупатели квартир в этих домах демонстрируют абсолютно противоположные вкусы и зачастую спрашивают брокеров о доме напротив: «Кто это покупает?». Но нет у недвижимости такой болезни, которую нельзя было бы излечить ценой: иногда хороший дисконт все-таки влияет на вкус, побуждая выбрать квартиру в «странном» доме напротив».

Первый заместитель председателя правления корпорации «Баркли» Александр Красавин вообще убежден, что современной московской архитектурной школы на рынке элитного жилья как таковой еще не сложилось. Причин тому несколько, полагает он: от смены политического курса до нестабильности экономики и молодости рынка элитной недвижимости, продолжающего подвергаться влиянию разных мировых школ. Большое влияние на архитектуру проектов оказывает и выход на авансцену покупателей нового поколения. Такие клиенты особенно активно интересуются домами в стиле модерн, неоклассикой и сдержанным минимализмом. 

«В 90-е и нулевые элитные проекты ведь были монументальными: даже клубный дом в своем контексте мог иметь слишком выдающийся для окружения объем, — напоминает директор по маркетингу ГК Insigma Кирилл Бортов. — Кроме того, это было время вычурных и экстравагантных решений: и в оформлении лобби, и на фасадах обильно использовалась лепнина, барельефы, позолота. Развитие же технологий привело к применению энергоэффективных решений: вошло в моду панорамное остекление премиальных проектов. Правда, излишнее злоупотребление технологиями привело к тому, что некоторые элитные дома стали похожи на коробки из стекла и металла: если для небоскребов такая стилистика актуальна, то малоэтажные проекты зачастую смотрелись нелепо. Относительно новый тренд элитного жилья — это проекты, в которых сочетается новое строительство и историческая архитектура».

В нулевые, когда Москва открылась как новый привлекательный рынок для инвестиций, стали популярны иностранные архитекторы, вспоминает Кирилл Бортов. Впрочем, хотя их решения казались достаточно прогрессивными для российской столицы, но отставали от европейских проектов на 10–15 лет по своим эстетическим и функциональным решениям и были скорее эпатажными, чем продуманными и нестандартными, убежден эксперт. По оценкам Savills, за последние десять лет в сотрудничестве с зарубежными архитектурными бюро, ландшафтными и интерьерными дизайнерами девелоперы создали 12 проектов общим объемом на более чем 1 тыс. квартир и апартаментов. Сейчас до 90% архитекторов на рынке элитной недвижимости в России — русские архитекторы, сообщают в компании.

Игроки отмечают, что на выбор влияет не только экономическая ситуация последних пяти лет, но и лучшее знание российскими специалистами локального рынка, его строительных норм. Некоторые девелоперы идут по другому пути, выбирая русского архитектора с «западным бэкграундом» (например, Антон Хмельницкий, сооснователь британского архитектурного бюро Architects of Invention — для ЖК Ordynka). Денис Попов вспоминает и «Садовые кварталы», где в качестве консультанта был привлечен один иностранец — главный архитектор Барселоны Хосе Асебильо, а адаптировало проект к российскому рынку уже бюро Скуратова и другие известные отечественные мастерские.

 

Подробнее на РБК: http://elite.realty.rbc.ru/articles/vysshaya-liga/

 

Перейти к списку публикаций
перейти