- Ваша милость, - взмолился кум Тыква, - уверяю вас, что у меня было разрешение на постройку домика!
Мне его дал когда-то сам синьор граф Вишня!
- Граф Вишня умер тридцать лет тому назад - мир его праху! - а теперь земля принадлежит двум
благополучно здравствующим графиням. Поэтому убирайся отсюда вон без всяких разговоров!
Остальное тебе разъяснит адвокат...
Настоящий сплав из фильма ужасов с экранизацией «Приключений Чиполлино» довелось лицезреть москвичам некоторое время назад, когда практически каждая станция метро подверглась ночной зачистке прилегающей территории от самостроя. Спорная инициатива, повлекшая за собой толки и пересуды в социальных сетях и СМИ, со всеми своими «за» и «против», мало кого оставила равнодушным. Кто-то наконец вздохнул спокойно, лишив себя перспективы лицезреть портящие архитектуру столицы самовольно возведённые строения, зато кто-то теперь тоскует по любимой шаурме.
Сотрудники аналитического отдела Contact Real Estate поразмышляли на тему того, кому же, кроме городских властей и ратующих за чистоту столичной архитектуры, выгоден глобальный ларёчный крах.
Очевидно, что больше всех выигрывает изрядно похудевший за последнее время стрит-ритейл. По данным Contact Real Estate, средняя окупаемость в сегменте стрит-ритейл - 10 лет. В то же время ларьки демонстрировали совершенно иные цифры. Построенные порядка 20 лет назад, в общей массе они окупились буквально в первый же год своего существования.
Что касается аренды помещений в стрит-ритейле, то ставки за небольшие площади от 30кв.м до 60 кв.м, обеспеченные активным трафиком, в радиусе 100метров от метро, составляют на сегодняшний день 80-120 тыс. рублей за 1 кв.м в год.
По данным Contact Real Estate, в последнее время примерно такие же ставки были и в снесенных палатках площадью примерно 100 -200кв.м- 60- 80 тыс. рублей за 1кв.м.
Конечно, стоит отметить, что процент снесённых ларьков среди общего числа коммерческой недвижимости ничтожен. Особой погоды на рынке они не сделают, но общую тенденцию могут и задать. Поскольку недавний снос ларьков далеко не последний и единственный в своём роде, логично предполагать, что спрос на площади в торговых центрах районного типа повысится. Ведь куда спокойнее арендовать помещение по соседству с крупными ритейлерами, вес которых слишком тяжёл, чтобы сдвинуть всех разом, чем переживать, как кум Тыква, за свою будку, пусть и с высокой пешеходной проходимостью. Нельзя не забывать также и про первые этажи жилых домов, расположенных по соседству с недавно «оголёнными» станциями метро, поскольку ни шаурма, ни шаверма не пройдут фейс-контроль у службы охраны любого мало-мальски крупного торгового центра.
Павел Воинов, ведущий специалист отдела коммерческой недвижимости Contact Real Estate, отмечает, что в целом снос ларьков не может повлиять на ставки аренды на помещения стрит-ритейла, но свой шлейф оставит. Например, после этих событий сразу возросло недоверие покупателей торговой недвижимости к отдельно стоящим малоэтажным зданиям, коих в Москве, как известно, в изобилии. Многие из потенциальных клиентов теперь задаются вопросом: «Если город так просто снес без суда и следствия здания у метро, хоть и не капитальные, то вполне возможно, что и одно- и двухэтажные торговые здания также могут быть ликвидированы буквально в любой момент, даже при наличии договора аренды земли и свидетельства собственности на здание. Продавать такие строения теперь придётся весьма долго.