10 декабря 2009 года прошел круглый стол «Рынок элитного жилья Москвы. Итоги года. Кто остался?» В мероприятии участвовали руководители ведущих девелоперских компаний, аналитики и консультанты рынка элитной недвижимости Москвы: CAPITAL GROUP, Легион Девелопмент, Сontact Real Estate, KFS-Group, Horus Capital, Инсигма, ГУТА-ДЕВЕЛОПМЕНТ, VessoLink, УНИКОР, КомСтрин, NVM Business Consulting.
На круглом столе были проанализированы основные показатели рынка: соотношение спроса и предложения (объем поглощения элитных квартир на первичном рынке составил около 30%) , объем продаж элитных квартир (порядка 800 квартир), цены продаж (средние цены сделок на первичном и вторичном рынке составили 12,6-14,5 тысяч долларов за кв.м.).
Участники круглого стола отметили, что, несмотря на непростой год, на рынке можно отметить ряд удачных проектов, с точки зрения соотношения качества строительства, месторасположения, архитектурной концепции, планировочных решений, эффективной маркетинговой и сбытовой стратегии. По экспертному мнению участников рынка лидерами года в сегменте элитного жилья в ЦАО Москвы стали проекты: «Четыре Солнца» (Легион Девелопмент), «Одиннадцать Станиславского» (Horus Capital), «Гранатный,6» (KFS-Group), «Имперский дом» (CAPITAL GROUP), «Остоженка Парк Палас» (VessoLink). А крупномасштабные проекты комплексной застройки, которые находятся на начальном этапе, но не были заморожены в 2009 году: «Садовые кварталы» (УНИКОР), «Итальянский квартал» (Инсигма и ГУТА-ДЕВЕЛОПМЕНТ), попадают в сферу потребительских интересов в среднесрочной перспективе (2010-2012 гг.).
По мнению Генерального директора Contact Real Estate Дениса Попова в 2009 году «на первичном рынке были востребованы те проекты, у которых была высокая строительная активность, адекватное ценообразование и схема продажи. Для конечных покупателей необходимы гарантии завершения строительства, более 70% сделок на рынке первичного жилья осуществлялось на финальной стадии готовности объектов». Согласно анализу спроса, проведенному NVM Business Consulting, на так называемых нулевых стадиях продажи в 2009 году были минимальны и составили порядка 5,5% от общего объема продаж первичного рынка (в отличие от докризисной ситуации, когда на нулевых стадиях строительства продавалось порядка 20-25% квартир в будущих объектах элитного жилья). По общему мнению участников круглого стола 2009 год стал годом формирования отложенного спроса на среднесрочную перспективу среди конечных покупателей, а уход с рынка инвестиционных покупателей изменил стратегию реализации для девелоперов новых объектов.
Итоги 2009 года.
Все участники круглого стола отметили, что рынок элитной недвижимости в 2009 году был с большим перевесом рынком покупателя. Год прошел в борьбе между покупателями и продавцами за обоснованность цен. Но катастрофического снижения цен, которое прогнозировалось в конце 2008 года, не произошло. Изменилась ценовая сегментация первичного рынка, порядка 30% сделок проходило со значительным дисконтом в диапазоне от 7,5 до 10 тыс. долларов, что в докризисный период соответствовало сделкам в сегменте высокой категории квартир бизнес-класса.
2009 год был непростым временем как для девелоперов, так и для продавцов рынка элитной недвижимости Москвы, он оказался своеобразным испытанием на прочность для всех участников рынка. Главный итог 2009 года – рынок жив, худшие прогнозы не оправдались.
Прогнозы на 2010 год
Оптимистических прогнозов на 2010 года не выдвинул ни один из участников круглого стола. Основной тренд на 2010 год – умеренный прогноз по объемам продаж, соотносимых с показателями 2009 года. Основные надежды девелоперов – это дальнейшее финансирование проектов. Более устойчивые позиции будут у застройщиков наиболее ликвидных объектов, находящихся на завершающей стадии строительных работ. 2010 год может стать продолжением кризиса для застройщиков, испытывающих проблемы с проектным финансированием и реструктуризацией задолженности, и возможностью расширения деятельности для устойчивых девелоперских компаний.
За дополнительной информацией и материалами круглого стола Вы можете обратиться к Руководителю Департамента маркетинга и PR Денисовой Анастасии по тел. (495) 956-77-99, e-mail; denisova@kre.ru